Все про ремонт дизельных генераторов

Дизельным генератором называется устройство, в котором механическая энергия работающего дизеля преобразуется в электрическую. Генератор состоит из следующих элементов:

  • Двигателя внутреннего сгорания (ДВС);
  • Электрического генератора переменного тока;
  • Муфты.
Двигатель во время работы сообщает крутящий момент генератору (валу ротора) через муфту.

Ротор, вращаясь, создает электромагнитное поле, в результате чего с обмоток статора снимается переменный ток.

Если не заводится дизельный генератор, то причиной тому могли стать:

  1. Солярка низкого качества или несоответствие топлива сезону (зима/лето) – может вызвать трудности с топливной системой.
  2. Проблемы с электроникой или программным обеспечением.
  3. Поломка ДВС.

Неисправности генераторов

ДВС

Дизельный двигатель экономичнее, чем бензиновый, но в ремонте более дорог. Поэтому следует понимать, какие неисправности можно устранить самостоятельно, а какие потребуют вмешательства мастеров.

Топливной системы

Поиск поломок следует производить в строгой последовательности: от топливного бака до конечной точки – форсунок. То есть, от простого – к сложному.

Для ДВС с механическим топливным насосом высокого давления (ТНВД) нужно разбираться в такой последовательности:

  1. Поступает ли топливо из бака к фильтрам грубой и тонкой очистки?
  2. Исправен ли подкачивающий насос?
  3. Идет ли солярка от фильтров к топливному насосу высокого давления?
  4. Получают ли форсунки топливо?
  5. Правильно ли работают форсунки?

Особенность таких двигателей в том, что насос подкачки качает из бака солярку, прогоняет ее через фильтры (минимум два) и подает к ТНВД. А он под большим давлением в определенные моменты подает смесь к каждой форсунке поочередно.

Нарушение одного из этих циклов может отрицательно влиять на запуск мотора.

Современные ДВС оборудованы электронными насос-форсунками, здесь ТНВД создает постоянное давление в рампе (топливопроводе), а форсунки в определенные моменты (определяет электронный блок) впрыскивают горючую смесь в камеры сгорания.

Читайте так же:  Система отвода выхлопных газов дизельного генератора

Топливная система должна быть герметичной. В противном случае в трубки и агрегаты попадет воздух, это нарушит нормальную работу ДВС.

Для обнаружения воздуха следует приоткручивать соединения трубок и проверять ручным насосом подкачки, нет ли воздушных пузырей в потоке льющейся смеси. Если есть – где-то происходит «подсос» воздуха.

Сами форсунки (не электронные) можно проверить визуально. Для этого их следует демонтировать (выкрутить из головки блока цилиндров), присоединить соответствующие трубки подачи топлива и прокрутить стартер несколько раз.

Если наблюдаются подтеки солярки в районе распылителей (та часть, которая обращена внутрь камеры сгорания), то распылители придется заменить. В момент распыления топлива факел должен быть плавным, а частицы смеси – представлены в виде мелких капелек.

Проверку лучше проводить поочередно – по одной форсунке.

Чтобы не допустить загрязнения соляркой окружающих предметов и спецодежды, лучше прикрывать распылители стеклянной банкой.

Поломка стартера

Среди основных неисправностей стартера можно выделить:

  • Плохой контакт в соединениях: следует проверить надежность присоединения проводов, идущих к стартеру.
  • Проблемы с втягивающим реле – стартер не крутится, слышится характерный стук, щелчки. Возможно, закисли или обгорели контакты реле. Как правило, деталь меняют полностью.
  • Сгорели обмотки стартера – агрегат подлежит замене.

Климатические условия

Дизельный ДВС плохо запускается в зимнее время, особенно если температура воздуха ниже -10 градусов. Для облегчения пуска применяют соответствующие вспомогательные устройства, например, Webasto.

Если прибор не установлен, можно попробовать подогреть ТНВД и топливные трубки возле него строительным феном, обращая внимание на проводку, которая может находиться поблизости.

Двигатель глохнет

Двигатель может глохнуть по разным причинам:

  1. Неисправность электрической части или электроники. Например, неисправен один из датчиков, в результате блок управления получает неверные данные и останавливает ДВС. Для уточнения характера неполадки следует изучить документацию имеющейся электростанции.
  2. Следует проверить топливную систему, сам топливный бак и фильтры. В баке и фильтрах не должно быть мусора. При необходимости, следует промыть бак, заменить фильтры.

Большой расход масла дизельным агрегатом

Повышенный расход моторного масла говорит об износе поршневых колец, это провоцирует увеличение угара масла.

Для замены придется пригласить квалифицированного мастера по дизельным моторам.

Громкий стук дизельного генератора

Посторонние шумы внутри генератора могут свидетельствовать о разрушении подшипников, втулок, о неисправностях муфты (возможно, открутились крепежные болты).

Измененный цвет выхлопа

При прогреве «холодного» дизеля может идти белый дым, это испаряется конденсат. Если после прогрева дым становится почти прозрачным, то нет причин для беспокойства.

Если выхлоп сохраняет густой белый цвет, то возможны следующие причины:

  • Нарушена работа ТНВД или насос-форсунок;
  • Низкий уровень компрессии в цилиндрах;
  • Антифриз или тосол попадает в камеры сгорания (возможно, повреждена прокладка головки блока цилиндров или рубашка охлаждения мотора).

Сизый дым может свидетельствовать о неправильном положении ТНВД, который мог сместиться от вибрации и нарушить фазы газораспределения.

В этом случае может наблюдаться детонация (тряска мотора).

Гуляет частота на дизель-генераторе

Причиной является неисправность системы питания ДВС,  форсунок либо ТНВД. Возможно, нарушены соединения топливопроводных трубок – то есть, имеются проблемы с герметичностью.

Напряжение генератора переменного тока отсутствует

Генератор может не выдавать ток при работающем двигателе в следующих случаях:

  1. Генератор сгорел (обмотки ротора или статора).
  2. По какой-то причине срабатывает система защиты, которая отключает подачу электроэнергии.
  3. Повреждены кабели.

Как стабилизировать напряжение и частоту?

Для устранения «плавающих» оборотов придется провести диагностику системы питания двигателя – заменить или отремонтировать ТНВД, форсунки, обеспечить полную герметичность.

После запуска двигатель останавливается сам собой

Как правило, такая картина наблюдается из-за неисправности системы питания ДВС. Причины:

  1. Засор топливного бака или топливных трубок.
  2. Поломка ТНВД.
  3. Некоторые форсунки не работают.

Появление черного дыма при работе станции

Выходящий из трубы черный дым говорит об:

  • Ошибочном положении ТНВД (неправильный состав топливной смеси);
  • Изношенных распылителях форсунок;
  • Неисправном насосе (регуляторе оборотов).

Неплавная работа дизеля

Обороты дизельного двигателя могут “плавать”, если используется некачественная солярка.

А также:

  • Засорены топливные фильтры;
  • Имеются отложения в топливных трубках (например, если зимой используется “летнее” топливо, может образовываться парафин – и в фильтрах, и в трубках);
  • Неисправен ТНВД.

Сильное выделение дыма при работе с нормальными нагрузками

Обильный дым, выходящий из выхлопной трубы, говорит об изношенности поршневой системы, а точнее – о необходимости замены поршневых колец и гильз, так как увеличенные зазоры между ними допускают сгорание моторного масла и выброс продуктов горения через выхлопную систему. Для проверки этого следует измерить компрессию в цилиндрах: если давление сильно меньше, чем номинальное (указывается производителем мотора), то придется обратиться к мотористу.

Если ДВС оснащен турбиной, причина большого количества дыма может быть связана с ее поломкой. Масло требуется для охлаждения крутящихся элементов турбины. По мере износа агрегата частицы масла попадают во впускной коллектор, а затем – в камеру сгорания. Это вызывает отложения кокса на поверхностях клапанов и повышенное задымление.

Эксплуатация ДВС с неисправной турбиной может привести к более затратному ремонту прочих узлов мотора.

Стук двигателя

Стук в ДВС сможет говорить как о сбоях в топливной системе, так и о поломках механических узлов. Для подтверждения неисправности механики следует выкрутить все форсунки и прокрутить мотор стартером.

Если стук или лязг не прекратился, то причина – в поломке самого ДВС, если шум исчез – следует заняться топливной системой.

Оборудование для диагностики

Для диагностики дизельных электростанций применяют:

  1. Диагностические компьютеры с соответствующими программными комплексами, которые позволяют определить большинство неисправностей. Подключаются к специальному разъему станции.
  2. Стенды для диагностики неисправностей ТНВД и форсунок.
  3. Приспособления для ремонта разных форсунок.

Диагностические стенды

Комплексы предназначены для диагностики электрооборудования. Бывают универсальные и узкоспециализированные стенды.

Генераторы проверяют при работе на определенных оборотах, агрегат должен выдавать такой ток, который обеспечит нормальную зарядку аккумуляторных батарей и питание потребителей.

Стартер должен запускаться и ровно (без посторонних шумов) работать при подаче на его контакты стандартного для данной модели напряжения.

Стоимость оборудования может колебаться от 60000 тыс. руб. до 800 тыс. руб.

Плановое обслуживание

Указания о периодичности планового ТО содержатся в руководстве пользователя от производителя оборудования.

Чаще всего работы производятся через каждые 250 тыс. моточасов.

Также следует отметить дополнительное обслуживание станций, которые длительное время бездействовали, то есть приготовление к сезону.

Основной перечень работ и проверок при сервисном обслуживании

Порядок работ во время проверочного ТО:

  1. Осмотр станции.
  2. Проверка уровня моторного масла, охлаждающих жидкостей.
  3. Проверка и замена при необходимости воздушного фильтра.
  4. Удаление воды и грязи из сепаратора (отстойника топлива).
  5. Проверка крепежных элементов.
  6. Ревизия ремней генератора, помпы и прочих приводов ДВС.
  • ТО-250 (после 250 моточасов фактической работы). Дополнительные работы: замена моторного масла и масляных фильтров.
  • ТО-500. Дополнительно: замена топливных фильтров.
  • ТО-1000. Замена воздушного фильтра.
  • ТО-2000. Замена тосола или антифриза и фильтров системы охлаждения.

Дополнительно следует проводить раз в год (или на усмотрение владельца техники) разборку генератора для его очистки, включающую следующие действия:

  1. Демонтаж генераторной установки.
  2. Снятие защитных кожухов.
  3. Продувка элементов: ротора и статора.
  4. Сборка.
  5. Установка на рабочее место.

Перемотка дизельных генераторов

Перемотка поврежденных обмоток генератора осуществляется для восстановления его работоспособности. Эта операция производится на специальном оборудовании, так как нужно намотать строго определенное число витков и одновременно провести защитную лакировку обмоток.

Также возможно восстановление изоляции некоторых элементов, балансировка ротора, другие дополнительные работы.

Стоимость работы зависит от мощности агрегата.

В среднем перемотка генератора 200 кВт обойдется в 140-170 тыс. руб.

Как провести самостоятельный осмотр и устранение неполадок?

Проверка целостности охлаждающей системы:

  • Прогреть двигатель.
  • Вытащить масляный щуп;
  • Если масло с пеной (эмульсией), значит, охлаждающая жидкость попадает в картер ДВС. Либо нарушена целостность прокладки головки блока, либо в блоке или в головке есть трещины.
  • Если масло жидкое и пахнет соляркой, скорее всего форсунки «льют», следует проверить и заменить распылители.
  1. Осмотр клемм аккумулятора: если имеется посторонний налет, следует его удалить, клеммы затянуть снова.

Проверка подачи топлива:

  1. Приоткрутить штуцер подачи топлива после насоса ручной подкачки.
  2. Вручную подкачать солярку: если поток свободный, без рывков, то из бака топливо идет.
  3. Затянуть штуцер обратно.
  4. Открутить (не полностью) трубки подачи топлива к форсункам.
  5. Прокрутить стартером коленчатый вал: если к форсункам идет чистая смесь (без пены и пузырей), то все нормально.
  6. Проверить форсунки на стенде или поочередно, не льет ли солярка из распылителей.

Дополнительные работы при ремонте дизельных генераторов

Сначала нужно очистить поверхности двигателя и генератора.

Если попытки завести двигатель ни к чему не привели, следует обратить внимание на информационный дисплей станции, если он есть.

На многих моделях там указываются коды ошибок, они могут помочь при диагностике.

Что может сделать пользователь без привлечения мастера?

Если нет опыта по ремонту дизельных электростанций, лучше не пытаться устранять поломки самостоятельно. При возникновении нештатных ситуаций следует остановить двигатель и попытаться собрать как можно больше информации для дальнейшего общения с мастерами. Для этого нужно:

  • Осмотреть внимательно двигатель и генератор, нет ли подтеков масла, солярки, тосола или антифриза;
  • Уточнить, какие работы недавно производились (ремонт, обслуживание);
  • Проверить уровень масла в картере (для этого требуется вынуть масляный щуп: если маслом запачкан только самый кончик ниже верхней метки, следует долить его);
  • Узнать марку топлива, которое заливалось в бак, часто поставщики отдают заказчику паспорт качества;
  • Если станция не заводится, следует осмотреть проводку, не повреждена ли она.

Когда требуется обращение к квалифицированным специалистам?

Следует обратить внимание на то, что большинство работ, проводимых при ремонте дизельных электростанций, требует наличия специального инструмента.

Например, большинство болтовых соединений затягивается с определенным моментом.

Поэтому, если отсутствует опыт, лучше не пытаться устранить поломку самостоятельно.

Достаточно осмотра проводки на предмет исключения мелких неисправностей: обрывов проводки, подтеков топлива и прочих.
https://www.youtube.com/watch?v=kAqwFBSX90c
видео на генераторах

Где найти запчасти и расходные материалы?

  • ZIP-365 – запчасти для моторов Caterpillar;
  • ДизельСнабГрупп – продажа запчастей, ремонт дизель-генераторов;
  • Volga Nord – продажа запчастей.

Цены на работы (ремонт дизельных генераторов):

Наименование операцииСтоимостьДлительность выполнения
Осмотр электростанции/диагностикаот 2000 рублейот 1 часа
Тест топливной системы/ТНВД/форсунок (без стоимости ремонта ТНВД)от 15 000 рублейот 1 дня
Замена пульта управленияот 4000 рублейот 2-х часов
Замена генератораот 15 000 рублейот 1 дня
Замена регулятора напряжения генератора переменного токаот 2000 рублейот 1 часа
Замена подогревателя охлаждающей жидкостиот 2000 рублейот 1 часа
Замена зарядного устройстваот 2000 рублейот 1 часа
Неисправности дизель-генераторов появляются в результате нарушения правил эксплуатации или в связи со старением техники.

Для надежного ремонта станции лучше прибегнуть к услугам профессионалов.

:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть