Виды и причины повреждений КТП
Комплектная трансформаторная подстанция представляет собой конструкцию, состоящую из нескольких взаимосвязанных частей. Типовая КТП – это комплекс электротехнических устройств, среди которых присутствуют силовые трансформаторы, коммутационные устройства, проводящие электроток шины, аппараты ввода, системы защиты и пр. составляющие. Любая поломка в каком-либо узле подстанции является серьезной проблемой на пути к качественному функционированию системы. А некоторые повреждения могут являться одними из причин аварийных ситуаций.
Виды поломок КТП
Как правило, чаще всего поломки возникают в силовых трансформаторах, изоляции и релейной защите. Это самые слабые места подстанций. Поэтому в процессе эксплуатации именно на данные устройства КТП необходимо обращать тщательное внимание.
Поломка, повреждение либо разные типы сбоя в правильной работе электротехнического оборудования называют технологическим нарушением. По качеству последствий и показателю серьезности все поломки КПТ делятся на два вида:
1. Инцидент
Такое повреждение оборудования происходит в случаях, когда устройства, функционирующие на производствах с повышенным уровнем опасности, выходят из строя.
Помимо этого к разряду инцидентов относятся любые отклонения рабочих процессов от установленных технологических норм.
Если происходит такого типа поломка, серьезные срывы и нарушения обычно не фиксируются. Также обходится и без человеческих жертв.
2. Авария
Второй тип повреждений является наиболее опасной ситуацией и несет в себе множество серьезных негативных последствий.
Таким явлением называют взрывы, последствием которых стали выбросы опасных веществ в атмосферу, остановки производственного процесса на период от 24 часов и более, гибель людей и разрушение зданий и сооружений.
Классификация повреждений определяется по принятому документу – Инструкции СО 153-34.20.801-00.
Причины поломок КТП
Самыми частыми и распространенными причинами повреждений комплектных трансформаторных подстанций являются:
- неверно проведенные монтажные и/или ремонтные работы: при некачественном монтаже возможно возникновение чрезмерного нагрева, пробой в изоляции и пожар на подстанции; в процессе проведения монтажных работ особое внимание необходимо уделять регулировке коммутируемых приводов и силе затянутых контактов;
- ошибки в обслуживании оборудования рабочими: человеческий фактор считается одной из наиболее частых возникающих поломок на КТП, которые функционируют в автоматическом режиме; задача персонала – контролировать системы и датчики и вовремя сообщать о сбоях в работе устройств;
- неверное заземление: особую опасность представляют собой однофазные замыкания, которые могут применяться в сетях 6-35 кВ;
- заводской брак либо дефекты устройства: обнаружение таковых происходит на этапе монтажа, важно вовремя заменить оборудование;
- нарушения в работе систем контроля и защиты: при монтаже указанных систем необходимо опираться на прописанные условия в Приложении №8 к Приказу Министерства энергетики РФ от 2003 г.; при неправильной настройке отсечки сети система не срабатывает, и возникают сбои;
- перепады напряжения: перенапряжения могут возникнуть из-за грозы либо в коммутаторах; важно, чтобы КТП было оборудовано системой грозозащиты.
Кто занимается выяснением и устранением повреждений КТП
Выяснением причин и серьезности технологического нарушения занимается специальная комиссия, состав которой зависит от уровня опасности поломки и причиненных последствий.
Самые серьезные аварии расследуются при участии Госэнергонадзора и РАО «ЕЭС России». Если инцидент не имел серьезных последствий, выяснением причины сбоя в работе оборудования может заниматься владелец объекта / предприятия и региональные представительства уполномоченных служб.
Повреждения КТП могут возникнуть на любом производственном объекте. Однако для минимизации поломок и последствий важно грамотно и качественно монтировать, эксплуатировать и обслуживать электротехническое оборудование.