Сколько должно быть электролита в автомобильном аккумуляторе

Несмотря на широкое распространение необслуживаемых аккумуляторов, большинство автовладельцев (по разным причинам) используют батареи традиционной конструкции. Такие АКБ требуют периодического проведения сервисных операций по контролю состояния электролита.

Нормальные значения электролита в аккумуляторе

Емкость аккумулятора определяется количеством реагентов – свинца, оксида свинца, серной кислоты (а также площадью поверхности пластин, на которой происходит реакция). Многолетним опытом определено соотношение H2SO4 и воды, позволяющее получить оптимальные результаты, поэтому для каждой емкости батареи найден объем электролита, позволяющий получить заданные параметры.

Электрическая емкость батареи, А*ч Необходимый объем электролита, л
55 2,5
60 2,7..3,0
75 3,7..4,0
90 4,4..4,8
190 10

Эти цифры могут немного отличаться от производителя к производителю – в зависимости от дизайна корпуса, но для предварительной оценки потребного количества электролита вполне можно пользоваться и этими данными.

Объемы приведены для полностью сухих элементов – для случаев, когда отсутствуют остатки свободной жидкости в банках и в виде пропитки обмазки пластин.

Производитель перед продажей заправляет аккумуляторы жидким реагентом в полном количестве, но в процессе эксплуатации его объем может измениться по различным причинам:

  1. За счет испарения жидкости. Этот процесс становится более интенсивным с ростом температуры и усугубляется при неполной герметизации корпуса АКБ (плохо завернутые пробки и т.п.). Вода из электролита испаряется быстрее кислоты, это приводит к росту концентрации H2SO4.
  2. За счет непреднамеренного проливания жидкого реагента (например, при отборе проб, при обслуживании и т.п.).
  3. За счет утечек через повреждения в корпусе. В этих двух случаях концентрация кислоты не меняется.
  4. За счет излишнего напряжения при зарядке. В этом случае происходит разложение воды на кислород и водород (газы улетучиваются в атмосферу без рекомбинации, количество воды уменьшается)
  5. По другим причинам, следствием которых может быть нарушение состава электролита.
Читайте так же:  Стабилизаторы напряжения для дома: типы, принцип работы и критерии выбора

Изменение объема уменьшает емкость батареи, что особенно заметно во второй половине жизненного цикла АКБ. Кроме этого, при снижении количества жидкости меняется ее уровень. Часть поверхности пластин обнажается, это может привести к пересыханию обмазки и ее последующему осыпанию. При этом емкость батареи необратимо уменьшается.

Превышать уровень электролита также вредно. Это может привести к выплескиванию агрессивной жидкости во время движения или в процессе зарядки.

Как замерить уровень электролита

Одни из важных факторов, влияющих на долголетие аккумулятора, является регулярность его обслуживания. В число сервисных операций обязательно входит проверка уровня электролита.

Самая простая ситуация, если корпус АКБ сделан из прозрачного пластика. В этом случае на него обычно наносятся метки минимального и максимального пределов содержания электролита. Но в большинстве случаев корпус непрозрачный, поэтому придется проводить проверку другим способом.

Контроль проводится во всех банках поочередно. Аккумулятор можно не снимать с автомобиля, но для удобства можно и демонтировать. Главное — соблюсти горизонтальность установки при проверке. У каждого элемента вывинчивается пробка.

Сколько должно быть электролита в автомобильном аккумуляторе
Вывинчивание пробок из банок АКБ.

Дальше понадобится любая мерный инструмент с делениями соответствующего размера (например, специальная стеклянная палочка). Она погружается в отверстие до тех пор, пока не упрется в пластину. По шкале можно считать уровень жидкости в аккумуляторе. Он должен быть не менее 1 см и не более 1,5 см.

Сколько должно быть электролита в автомобильном аккумуляторе
Проверка уровня жидкости.

Если палочки с делениями нет, подойдет прозрачная трубочка небольшого диаметра из стекла или пластика. Ее надо погрузить в электролит до упора, заткнуть пальцем верхнее отверстие, вынуть и замерить уровень столбика жидкости.

Сколько должно быть электролита в автомобильном аккумуляторе
Проверка количества жидкого реагента с помощью трубочки.

Погружать в кислотосодержащую жидкость можно только предметы из химически инертных материалов (стекло, пластик и т.п.). Нельзя пользоваться металлическими палочками и трубочками, чтобы исключить химическую реакцию с последующим загрязнением электролита ее продуктами.

Если окажется, что электролита в каждой банке достаточно, можно завернуть пробки (это надо делать с усилием, чтобы обеспечить герметичность) и эксплуатировать аккумулятор дальше. Лучше перед началом работы еще проверить напряжение на клеммах батареи и при необходимости подзарядить ее до номинального значения.

Если уровень жидкости отличается от нормы или даже видны непокрытые электролитом рабочие части пластин, надо принимать меры. Чтобы эти меры были эффективными и не привели к порче батареи, надо выполнить замер плотности электролита.

Рекомендуем: Как поменять электролит в автомобильном аккумуляторе

Контрольный замер плотности лучше сделать и при нормальном уровне жидкого реагента.

Замеры плотности

Идеальные условия для тестирования – полностью заряженный аккумулятор (хотя бы до 12 в) и температура около 25 град. С. В этом случае достоверность показаний будет наибольшей. Плотность измеряется с помощью ареометра. Возможны два варианта:

  • ареометр со шкалой встроен в стеклянный сосуд с резиновой грушей для забора жидкости такой прибор еще называют денсиметром);
  • ареометр выполнен в виде отдельного прибора.

Принципиально измерение плотности в обоих вариантах одинаково, хотя есть небольшое различие в методике. Во втором случае надо позаботиться о наличии сосуда для измерений (из химически инертного материала) и инструмента для забора (груша с трубкой, шприц и т.п.), если они не входят в комплект ареометра.

Сколько должно быть электролита в автомобильном аккумуляторе
Ареометр комплектной конструкции.

Если комплект прибора комбинированный, надо с помощью груши набрать потребное количество электролита (так, чтобы ареометр внутри колбы свободно всплыл) и определить показания по шкале по линии водяного столбика. Потом электролит надо вернуть в банку.

Сколько должно быть электролита в автомобильном аккумуляторе
Считывание показаний.

Если ареометр отдельной конструкции, надо забрать грушей или шприцем необходимое количество жидкости и перелить ее в сосуд. Потом погрузить туда ареометр и считать значение плотности.

Сколько должно быть электролита в автомобильном аккумуляторе
Забор жидкости для проверки.

Нормой для средней полосы считается плотность 1,25..1,27 г/куб.см. Для более жарких регионов можно принять за норму 1,24..1,26 единиц плотности, для холодных — 1,26..1,28 г/куб.см. Для районов Крайнего Севера плотность должна быть повышена до 1,27..1,29 г/куб.см. При повышении температуры, при которой проводится замер, плотность падает, при уменьшении – увеличивается. Это надо учитывать, ведь не всегда условия тестирования будут идеальными.

Рекомендуем: Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

Дальнейшие действия после замеров

После выполнения замера надо провести небольшой анализ ситуации. Если уровень ниже установленной границы, а плотность выше, значит, потеря объема произошла из-за испарения или кипения электролита. В этом случае восстанавливать количество реагента добавлением электролита нельзя. Это приведет к эксплуатации батареи с повышенной концентрацией кислоты. Надо «разбавить» электролит водой. Уровень воды при доливе не должен превышать максимальную отметку для данного аккумулятора.

Для нормирования плотности электролита можно применять только дистиллированную воду. Она свободна от солей и других веществ, содержащихся в обычной воде в растворенном виде. При выпадении в осадок эти примеси осядут на пластинах АКБ в нерастворимом виде, уменьшат эффективную площадь пластин и приведут к снижению емкости.

Сколько должно быть электролита в автомобильном аккумуляторе
Доливка дистиллированной воды в АКБ.

Так как снижение количества жидкости этом случае происходило большей частью за счет испарения воды, плотность электролита должна восстановиться. Но для полной уверенности можно сделать контрольный замер.

Если же объем жидкости уменьшился, а плотность осталась в норме, надо вспомнить, не было ли явного проливания электролита. Если не было, надо поискать трещину или отверстие в корпусе, через которое просачивается жидкость. Это можно делать с помощью раствора поваренной соды – в результате контакта с кислотой начнется химическая реакция с выделением газов и образованием пены. Так можно увидеть малозаметное место повреждения. После устранения проблемы можно восстановить уровень электролита в автомобильном аккумуляторе доливкой электролита. Его можно купить в автомобильном магазине. По окончании процедуры также не помешает контрольный замер и цикл разряд-заряд.

Сколько должно быть электролита в автомобильном аккумуляторе
Электролит в розничной расфасовке 1 литр.

Автомобильные батареи, требующие контроля состояния жидкого реагента, еще долго не уйдут с рынка из-за относительно низкой стоимости и возможности восстановления работоспособности (в определенных случаях). Залогом длительной успешной работы является регулярные проверки уровня и плотности электролита.

:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть