Как часто нужно менять аккумулятор в автомобиле

Аккумулятор — важная часть системы бортовой электросети автомобиля. Но срок его службы конечен, и лучше знать признаки скорого выхода из строя аккумуляторной батареи.

Периодичность замены аккумулятора в автомобиле

Продолжительность жизни аккумулятора определяется несколькими процессами, ухудшающими его состояние:

  • сульфатация поверхности пластин;
  • коррозия пластин;
  • осыпание активной части;
  • снижение уровня электролита;
  • изменение состава электролита (изменение концентрации серной кислоты);
  • механические повреждения.

Каждый из этих факторов и их совокупность ведет к постепенному снижению емкости до неприемлемого уровня.

Как часто нужно менять аккумулятор в автомобиле
Осыпавшаяся намазка и разрушенные коррозией пластины.

Не все изменения являются неотвратимыми и необратимыми. Так, механических повреждений можно избежать бережным отношением к аккумулятору (избегать падений, ударов и т.п.). Некоторые процессы можно замедлить – сульфатация, осыпание активной массы ускоряются при несоблюдении рекомендованных режимов зарядки, разрядки и хранения. Вопросы с электролитом решаются своевременным контролем плотности и уровня (за исключением необслуживаемых типов АКБ, но там эта проблема почти отсутствует). Последствия осаждения кристаллов сульфата свинца можно частично устранить, продлив срок службы батареи методом десульфатации.

Период эксплуатации также зависит от режима, в котором батарея используется. Если она работает в буфере, то срок ее службы считается в годах. Если АКБ эксплуатируется в циклическом режиме (полный разряд чередуется с полным зарядом), то период работы определяется количеством циклов. Для свинцово-кислотной батареи при полной разрядке до 10,5 вольт и последующей зарядке до 12,6 вольт ресурс составляет около 200 циклов, при меньшей глубине разряда время жизни увеличивается. В автомобиле режим эксплуатации близок скорее к буферному (если не допускать глубоких разрядов и своевременно подзаряжать АКБ), поэтому имеет смысл говорить о ресурсе работы, измеряемом временем. При надлежащем уходе аккумулятор может прослужить до 5 лет.

Как часто нужно менять аккумулятор в автомобиле
Зависимость срока жизни АКБ от глубины разряда.

Как понять что аккумулятор нужно менять

Есть несколько подходов к определению окончания ресурса батареи. В крупных организациях считается, что ее надо утилизировать, когда емкость снизится до 80% от исходной (фактическое значение определяется по итогам контрольно-тренировочного цикла). Другая концепция – ждать до уменьшения до 60%. Автовладельцы часто считают, что пришло время менять аккумулятор автомобиля, когда батарея не обеспечивает комфортную эксплуатацию машины. В таком подходе есть резон, он выгоден с экономической точки зрения.

Читайте так же:  Как можно быстро посадить батарейку на телефоне

№ 1 Дата производства

Первое, на что логично обратить внимание – дата производства. Если АКБ выпущена несколько лет назад, это повод как минимум провести контрольно-тренировочный цикл для определения фактического состояния. Однозначно остаточный ресурс по «паспортному возрасту» аккумулятора не определить. Реальная емкость зависит не только от даты изготовления, но и от того, как батарея эксплуатировалась все это время. Если допускались глубокие разряды, то срок службы может сократиться до 2..3 лет. Может получиться так, что аккумулятор часть времени не эксплуатировался, а хранился. Здесь тоже все зависит от условий.
Если периодически производился «освежающий» заряд, то батарея сохранила большую часть своего ресурса. Если она просто лежала в гараже или на складе, да еще при высокой температуре, то ее емкость могла снизиться до неприемлемого уровня. Поэтому если у АКБ время хранения составляет несколько лет, то решение о дальнейшей эксплуатации принимается по итогам КТЦ.

Как часто нужно менять аккумулятор в автомобилеЗависимость емкости от срока хранения без подзарядов.

№ 2 Тяжелый пуск двигателя

Главный же фактор, который говорит о том, что батарея исчерпала свой ресурс – затрудненный старт двигателя. Возможно, АКБ надо полностью зарядить – после разряда она за время коротких поездок просто не успевает набрать запас энергии полностью. Но если после зарядки от внешнего ЗУ аккумулятор не может прокрутить стартер, АКБ однозначно пора менять (хотя предварительно можно попытаться десульфатировать). Может получиться так, что летом батарея работает приемлемо, а с наступлением холодов неожиданно перестает вытягивать запуск. Поэтому во избежание подобных неприятностей надо хотя бы раз в год проводить КТЦ.

№ 3 Сбой во вспомогательных системах

Если нет возможности немедленно выполнить контрольно-тренировочный цикл, надо обратить внимание и на другие обстоятельства, говорящие (иногда просто кричащие) о том, что срок службы батареи подходит к завершению.
В первую очередь к таким сигналам относятся явления, которые легко обнаружить без приборов и даже без открывания капота. Радио (и другой автозвук) при выключенном двигателе и аккумуляторе на последней стадии жизни (даже при изначально полностью заряженном) может не выдавать той максимальной громкости, что была ранее. Или уровень громкости может заметно снижаться через непродолжительное время. Может появиться периодическое исчезновение звучания («заикание»). Также могут стать медленнее обычного стеклоподъемники (вплоть до остановки в промежуточном положении) и другие исполнительные механизмы (стеклоочистители и т.п.), а еще можно заметить менее яркое, чем обычно, свечение ламп на приборной панели.

№ 4 Индикатор

При первом подозрении на завершающий этап жизни батареи можно полностью его зарядить до зажигания индикатора, а потом разово нагрузить, например, запустив двигатель. Если после остановки мотора индикатор погас, на напряжение на клеммах заметно снизилось относительно 12 вольт, надо готовить деньги на новую АКБ.

№ 5 Корпус

Если аккумулятор получил механическое повреждение, это причина купить новый, даже если трещина в корпусе выглядит не столь угрожающе и ее можно заварить. И дело не в снижении уровня частично вытекшего электролита – его можно долить до необходимой отметки. При ударе наверняка осыпалась часть активной обмазки пластин, это приведет к мгновенному снижению емкости. Другая часть обмазки может остаться на своем месте, но при малейшей встряске также отвалиться и осесть на дно. Также удар может погнуть пластины, что вскоре вызовет КЗ или электроды отломятся. В общем, такая батарея уже считается ненадежной и подведет в любой момент.

Как часто нужно менять аккумулятор в автомобилеПролом в корпусе батареи вследствие удара.

№ 6 Электролит

Также следует морально подготовиться к замене АКБ, если электролит перемерз вследствие пребывания на морозе после глубокого разряда. Это визуально обнаруживается по перекосу корпуса и изморози по всей поверхности. Замерзание слабого кислотного раствора вызовет механические перенапряжения внутри корпуса, и срок службы аккумулятора подойдет к концу, даже если попытки восстановить плотность жидкого реагента окажутся временно успешными.

Как часто нужно менять аккумулятор в автомобилеПеремерзший и деформированный аккумулятор.

№ 7 Налет на клеммах

Также о значительном снижении емкости говорит появление белесого налета на клеммах. Это признак значительной сульфатации батареи. Ее можно попытаться восстановить, но в уме надо держать скорую покупку нового аккумулятора.

Как часто нужно менять аккумулятор в автомобилеНалет сульфата свинца на клеммах АКБ.

Автомобильная АКБ стоит недешево. Желательно, чтобы она прослужила как можно дольше. Но если замены не избежать, лучше знать об этом заранее, чтобы окончательный выход из строя не произошел в самый неподходящий момент.

:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть